• Добролет отменяет все свои рейсы с сегодняшнего дня
    • Комментарий Юлии Латыниной ("Эхо Москвы") (09.08.2014):

      - Я начну с компании Добролет, лоукостера, который летал в Крым по низким ценам и прекратил полеты. И нам сразу было сказано «Из-за санкций». Действительно, если вы посмотрите, ну, точно ввели санкции против Добролета. Единственное, что там, когда писали наши государственные СМИ об этих санкциях, введенных против Добролета, там было пропущено одно слово. Санкции против Добролета ввели не потому, что он летал в Симферополь, а потому что это была компания, которая летала только в Симферополь и больше никуда. Потому что если вы посмотрите на список полетов, то вы, конечно, увидите, что в Симферополь, в Крым летают все российские авиакомпании, начиная с того же самого Аэрофлота, у которого материнская компания Добролет, Трансаэро, S7, Уральские авиалинии и так далее, и так далее.

      И, собственно, российские власти нам сообщили, что лоукостер скончался из-за этих санкций, и даже сказали, что, может быть, в ответ запретят западным компаниям пользоваться российским воздушным пространством. И, вот, как говорит Станиславский, не верю, что Добролет скончался из-за этих санкций. Верю, что на санкции кончину Добролета списали.

      Потому что если вы посмотрите, что такое Добролет, то вы увидите, что флот Добролета состоял всего из двух Боингов. Собственно, они и летали в Крым, 4 рейса в день, 2 туда, 2 обратно, то есть один Боинг летал один раз. Был еще Sukhoi SuperJet, который никуда не летал. И, понимаете, если бы речь шла о гигантской компании, флот которой в 300 Боингов, у которой 1,5 тысячи рейсов в день. И, вот, раз эти рейсы отказались обслуживать, ну, конечно, это была бы катастрофа. Но, простите, в компании было 2 Боинга и один Sukhoi SuperJet. Ну, мы этот Sukhoi SuperJet – мы в него вложили в разработку 7 миллиардов долларов. Мы его кому только не навязывали. Мы за кредиты ВЭБа предлагали его кому угодно. Ну, вот, давайте правительство срочненько бы собралось и выделило бы компании еще один Sukhoi SuperJet. А если говорить о том, как вообще нормально используются самолеты, то ровно того Sukhoi SuperJet, который стоял у Добролета на приколе, хватило бы, чтобы выполнить все его рейсы в Крым еще 2 раза столько.

      Напоминаю, что Добролет летал до 1 августа только по одному маршруту. С 1 августа он собирался лететь в Волгоград. Там было рассказано, что теперь Добролету западные авиадиспетчеры не будут давать небо. Простите, но компания пока летала только по России, да? Разве что Керченский пролив она пересекала, и то это российское воздушное пространство. Вот, какое отношение западные авиадиспетчеры имеют к компании, которая летает внутри России, да, собственно, еще и внутри России не летает?

      Поэтому мое, конечно, предположение заключается в том, что Добролет был создан по личному указанию Путина, потому что становилось неприличным, что у нас нет лоукостера. Под это дело была пролоббирована Аэрофлотом масса нужных законов, в частности о невозвратных билетах и о пилотах-таджиках, ну, пилотах иностранных государств. Вот, Добролет сыграл свою роль. А зачем Аэрофлоту терпеть свою дочку, которая является убытком и конкурентом? При первой же возможности Аэрофлот его утопил. И, кстати, эти самые 2 Боинга, договор лизинга на них заключен на сам Аэрофлот. То есть они у самого Аэрофлота и остались.

      Я, на самом деле, довольно давно собиралась поговорить о лоукостерах по другому поводу, по поводу того, во что обходится бесплатность. Это такая вообще великая проблема, вот, фантастическое явление лоукостер не только в авиации. Это проблема того, сколько стоит социализм в любом виде, в том числе и в авиации.

      Вот есть традиционные компании, которые просто вам предоставляют гигантское количество бенефитов. Вы бесплатно везете с собой багаж до 20 килограмм, вас бесплатно кормят в полете (очень вам необходима эта курица), вы бесплатно звоните в call-центр, вас бесплатно регистрируют в аэропорту. Но, правда, любой нормальный человек предпочтет зарегистрироваться по интернету, чем там час очередь стоять в аэропорту. Но вам такую услугу бесплатно предоставляют. И всё это, ну, ваши почти неотъемлемые гражданские права, ну, почти социальные бенефиты.

      Другое дело, что возникает вопрос, а если вам всего этого не надо? Ну, вот, вы если летите в командировку, вы не везете с собой тяжелые чемоданы. Вот эту резиновую курицу – у вас от нее отворачивает язык. Если вы на рейсы не имеете обыкновения опаздывать и вам не часто надо возвращать билеты. Опять же, если вам совершенно не нужна эта самая бесплатная регистрация ценой в 2 часа потерянного времени в очереди. То ответ простой, что вы всё равно за это заплатите. За свои 20 килограмм и за свою регистрацию, и за свою курицу вы заплатите, съедите вы ее или нет.

      И, вот, когда в Европе регулировали авиационную отрасль, то вдруг оказалось, что можно снизить стоимость билета с 500 евро, ну, там до 100, до 50, а то и 20-ти. Вот, Ryanair – последнее, что он обещает... То есть, есть у меня знакомые, которые видели у Ryanair даже билеты по 8 евро. Ну, это, конечно, исключительный случай, но, вот, Ryanair обещает трансатлантический рейс в Нью-Йорк скоро за 10 евро. Это если вы не платите за резиновые курицы, разумеется, при этом вы летите на узком кресле без откидывающейся спинки, без багажа, на рейс вы регистрируетесь сами, вы вылетаете в неудобное время, вы питаетесь бутербродами. Но заметим, что всё это ничуть не умоляет безопасности полета. Ну а если вам лень зарегистрироваться по интернету и вы хотите в аэропорту, то, пожалуйста, еще 40 евро с носа.

      То есть оказалось, что нет ничего дороже социализма, в данном случае авиационного. Там 500 евро и, скажем, 20 евро.

      И лоукостеры начали расти по всему миру как грибы. Помимо уже упоминавшихся Ryanair и easyJet там их какое-то безумное количество. Вот я сейчас, готовясь, с удивлением обнаружила, что в США уже 9 лоукостеров. В Японии и Таиланде 9 лоукостеров, в Индии – 6, 2 в Гонконге, 2 в Китае, 7 в Турции, 3 в Сингапуре, 5 в Южной Корее. В каждой европейской стране бывает по лоукостеру, во Франции вообще 3.

      А в России лоукостеров нету. Почему? Потому что есть гигантские транзакционные издержки, заложенные в российской экономике, коррупция, неповоротливость аэропортов и лоббистская мощь традиционных компаний. Были Скайэкспресс, Авианова – они обанкротились, были Red Wings у Лебедева – их забрали. И получается жуткая ситуация, странная ситуация, когда в Европе, вроде бы, зарплаты как-то побольше, но там можно из Барселоны в Рим долететь за 20 евро (сейчас сама видела на сайте). Вот, попробуйте в России долететь из Москвы до Екатеринбурга – в 12 раз дороже.

      И, соответственно, все-таки, поскольку это неприличное положение, им озабочивается лично Владимир Владимирович. Аэрофлот создает лоукостера, что тоже фантастическая ситуация, потому что... Ну как? Вот, только в безумной экономике крупная компания, которая создает сама себе конкурента, который летает дешевле.

      И 10 июня премьер Медведев проводил вот этот Добролет в его первый рейс, как раз рейс в Симферополь. А дальше выясняется очень интересная вещь, что, собственно, Добролет не был никаким лоукостером. Потому что вот эти мифические билеты по 999 рублей – в живой природе я не знаю, кто их мог купить. Реальная цена билета туда и обратно (я просто проверяла по сайтам, по поисковым системам) на май и июнь составляла где-то 7 тысяч рублей (это туда-обратно). Это было, конечно, на 4 тысячи ниже билетов Трансаэро. Но, знаете, это недостаточно, чтобы считаться лоукостером.

      Самое главное другое. Вот, я уже сказала о полетах, о том, что 2 самолета летали в Симферополь дважды в день туда и обратно. Это, причем, единственные их рейсы и это совершенно фантастическая ситуация для лоукостера, потому что высокая оборачиваемость самолетов – это необходимое условие вообще существования лоукостера. И Ryanair проводит на земле 40 минут и, еще раз повторяю, 1,5 тысячи полетов в день выполняется 300 Боингами, то есть по 5 полетов на один Боинг. А, вот, не трудно заметить, что эти 2 Боинга Добролета находились на земле по 20 часов в сутки.

      Вот, действительно, что было в Добролете от лоукостера – это сервис. Причем, он включал в себя не только платную еду и платный call-центр. Потому что когда я пошла на форумы, посвященные Добролету, я обнаружила совершенно неизбежное. Ну, во-первых, какие-то удивительно положительные отзывы о компании, видимо, написанные специально нанятыми лицами, которые никогда Добролетом не летали, потому что, например, в одном из отзывов девушка утверждала, что ее прекрасно бесплатно кормили в полете, что не может быть по определению.

      Была еще группа, знаете, таких вот дурачков, которые жаловались на то, что звонки в call-центр платные или в полете бесплатно не кормят. Ну, на то оно и лоукостер.

      Но были довольно серьезные жалобы на то, что всё приходится заполнять на сайте на латинице. Это на внутренних-то рейсах. Там не знаю, как там заполняли номер российского паспорта. А самое главное другое – что малейшая ошибка приводит к тому, что надо звонить в call-центр. А поскольку девочка там отвечает «Не знаю, не знаю, подождите минутку», то там легко за этот звонок тысяча рублей набирается. А выдача нового билета – еще 2 тысячи за исправление ошибки.

      И вот это меня очень позабавило, потому что единственное, за что Ryanair не чарджит... Они даже шутили, что они туалеты собираются сделать платными. Так вот единственное, за что Ryanair и чарджит, это как раз если ты сделал ошибку на сайте и тебе 24 часа дается на то, чтобы ее бесплатно исправить. И это понятно: потому что Ryanair чарджит за всё то, что затрачивает время их сотрудников. А за то, что затрачивает только ваше время, ну, пожалуйста, вы сделали ошибку – переправьте ее.

      И, вот, фундаментальная проблема истории с Добролетом очень важная, на мой взгляд, заключается вот в чем. Что в России оказалось, что лоукостер невозможен в принципе. Причем, заметьте, он возможен в Мексике и даже стыдно сказать в Зимбабве. Правда, я думаю, что там, конечно, ни этим лоукостером, ни любыми другими зимбабвийскими авиалиниями лучше не летать.

      Потому что несмотря на то, что в Европе есть высокий уровень регулирования, то, все-таки, затраты авиакомпании там складываются из реально считаемых издержек на тех же стюардесс, на ту же еду, которые можно снизить официально. А в России касты складываются прежде всего из высоких транзакционных издержек, из того, что аэропорты не шевелятся.

      Касты эти не могут быть снижены официальным законом, потому что нельзя же официально снизить того, чего нет. И, соответственно, я не хочу впадать в теорию заговора, утверждать, что Добролет там нарочно поставили под санкции, чтобы избавиться от него и закопать. Но, вот, просто велели создать лоукостер, потому что неприлично. Создали, отчитались, при первой возможности утопили, как я уже сказала. Не было никакой проблемы заменить два их Боинга одним их уже существовавшим SuperJet’ом.
      понедельник, 11 августа 2014 г., 1:20 .
      316 просмотров.
      Ответить